Дорогие наши дороги…
Плохие дороги и бесконечный ямочный ремонт стали бездонным источником прибыли: в чьих карманах оседают бюджетные деньги?
Ежегодно из государственного бюджета выделяютсяогромные средства на строительство и ремонт дорог. Так, например, за прошлыйгод в Украине было построено и отремонтировано более 800 км автодорог. Это,конечно, очень хорошо. Правда, в Китае за 10 дней строят более 2 тыс.км дорог.
А знаете ли вы, как Китай строит дороги, которыеслужат 20 лет? Строительством дорог в Китае занимается государство, ибольшинство из них — бесплатные. В Китае к дорогам относятся как к важномуинструменту укрепления государственности, темпы строительства достигают 30тысяч километров многополосных автострад в год, а технологии обеспечиваютэксплуатацию в 20-25 лет.
У нас же чиновники только говорят о строительстветрасс по принципиально новой технологии, мол, это позволит привести их кевропейским стандартам. Только вот в государственных программах по развитиюавтомобильных дорог новые технологии почему-то не учтены, зато уделено огромноевнимание дорогам старым, и программы ориентированы на ремонт и реконструкциюдействующих магистралей.
Вот, только за два последних года на ремонтцентральных улиц города — Оборонной и Буденного, — было израсходовано более 70миллионов, в том числе — 45 миллионов гривен из средств дорожной субвенции.
Но почему после зимы в Луганске дороги традиционнопокрываются ямами и рытвинами? Дорожники в этом случае всегда рассказывают осложных погодных условиях зимой, чиновники обещают отремонтировать, а водителипоминают и тех и других незлым тихим словом. Такая ситуация возникает уже многолет. Причина тому — некачественный ямочный ремонт дорог, на котором«осваиваются» огромные суммы. Но даже если асфальтом укладывается зановодовольно большой участок дороги — это не является гарантией того, что веснойасфальт останется в нормальном состоянии. Причина тому довольно банальна —
несоблюдение норм при производстве и укладке асфальта при полномпопустительстве ответственных за это служб.
По технологии яму нужно вычистить, продуть ее сжатымвоздухом, покрыть горячим битумом, положить асфальт, загладить и утрамбоватьвиброплитой. А многие отечественные дорожники лишь засыпают ямку, ноотчитываются как за полноценные работы. Еще более проблематичным является учет:сколько ямок записано в отчете и сколько их было на самом деле, можно толькодогадываться. Ведь проконтролировать это очень сложно, поскольку дорогиразрушаются ежедневно.
Вот теперь и понятно, почему в Луганске ежегодноремонтируются одни и те же дороги – На последние пять-шесть лет на улицыБуденного и Оборонную израсходовано столько средств, что их хватило бы настроительство нескольких автобанов.
Ведь официальные цифры стоимости строительства дорогв Украине и странах ЕС отличаются не слишком сильно, а качество — в разы. ВУкраине квадратный метр готовой дороги второй категории стоит около 107 евро, вВеликобритании — 129, в Польше — 132, а в Чехии — 122 евро.
Что же касается ямочного ремонта, то средняястоимость ремонта одного квадратного метра трассы обходится бюджету, примерно,в 200 гривен, капитальный ремонт километра дороги второй-третьей категориистоит около 500 тыс. евро, то есть немногим более пяти миллионов гривен.
Плохие дороги и бесконечный летний ремонт сталибездонным источником прибыли: вместо нормативного ремонта в 8-12 лет покрытиезаменяется ежегодно, и тратится на это сотни миллионов гривен. В среднем залето асфальт заменяется на четверти всех магистралей. При существующихкоррупционных схемах ремонт обычно представляет собой бессмысленноеперекладывание асфальта. Чаще всего, плохой асфальт меняют на плохой, и черезгод его также приходится менять. Вместо того чтобы снять весь старый асфальт ипоменять гравий под ним, рабочие обычно только срезают верхний слой покрытия икладут на него новый асфальт. Через год все повторяется, потому что новыйасфальт при таком несоблюдении технологий уже испортился.
Виновата в этом не только коррупция, но и систематендеров, когда конкурс выигрывают компании, готовые максимально сэкономить.
Не является секретом тот очевидный факт, что улицыЛуганска уже давно не соответствуют не только требованиям ГОСТа 3587-97«Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды ...», но и всякогонормальным человеческим представлениям о качественной ровную дорогу.
Соблюдение норм эксплуатации возлагается в нашейстране на облавтодор, эта организация должна следить за состоянием дорог. Еслигарантия не истекла, а дорожное полотно разрушилось, то созданная комиссия,определяет причину разрушения. Ремонт должна оплачивает виновная сторона.Только, к сожалению, примеров, когда подрядчика принудительно заставляли быпроводить ремонт за свой счет, в Украине пока нет. Вывод: дураки мы, потому чторазрешаем строить плохие дороги за наши же деньги.
Так, в 2013 году для проведения капитального ремонтадорог Луганск получит 21 миллион гривен.
Кроме того, на ремонт дороги в частном секторе, атакже внутри кварталов администрация города выделит почти 30 миллионов гривен. Аиз 50 миллионов гривен, полученных из госбюджета, 6 миллионов будет направленона капитальный ремонт дорог, а 44 миллиона – на строительство новогопутепровода по ул. Советская.
Но сколько реально денег будет потрачено – сказатьнельзя.
Поэтому необходимо сделать прозрачной и максимальнодоступной любому луганчанину информацию, касающуюся ремонта дорог, включаястоимость работ, реквизиты подрядчиков и организаторов выполнения работ,условия договоров на ремонт дороги (особенно интересен раздел «гарантиикачества выполнения»).
Поскольку информация о том, кто, по какой цене,когда ремонтировал дороги и кто гарантировал качество их ремонта не являетсякоммерческой или государственной тайной, ее получение является законным правомлюбого гражданина и организации Украины. Ведь речь идет о расходованиибюджетных, соответственно, общих средств. А сокрытие этой информации должнопреследоваться по закону за совершение коррупционных действий.
Только все вместе мы сможем заставить городскиевласти отвечать за то, как и куда она расходует наши средства.
Читайте наши новости на телеграмм канале.